вторник, 1 ноября 2011 г.

Боробудур – самый большой буддистский храм Индонезии

Сегодня мы поехали в храм Боробудур, который расположен примерно в часе езды от Джаккарты, столицы Индонезии. Это самый крупный буддистский храм за пределами Индии и Камбоджи.

Если вам кто-то расскажет, что он побывал внутри этого храма – не верьте ему! Никакого «внутри» у этого храма попросту нет!  Боробудур состоит из основания, пяти нижних прямоугольных и трех верхних галлерей. Весь храм идеально сориентирован по сторонам света, геометрически точен, и из космоса наверное напоминает мандалу.

В одной из легенд, связанных с Боробудуром, говорится, что раньше остров Ява плавал по водам мирового океана. Жители острова были очень обеспокоены этим фактом и решили прибить остров огромным гвоздем к морскому дну. Со временем, вокруг этого гвоздя сформировался холм, а уже на этом холме и был построен Боробудур.

Нам лично Боробудур очень понравился – чувствуется, что место «намедитированное». Стараясь передать вам атмосферу этого прекрасного места, мы сделали для вас видеоролик:


Боробудур – это воплощенная в камне философия буддизма, своеобразная модель вселенной. Девять ярусов храма символизируют ступени, которые проходит человек, прежде чем освободиться от порочного круга житейских страданий, вырваться из лабиринта бесконечных перерождений, очиститься и достичь нирваны или Мокши - абсолютного покоя. Это камадхату – сфера желания, рупадхату – сфера телесной формы и арупадхату – сфера небесного или бестелесного. Буддисты верят, что если человеку удалось вырваться из этого лабиринта, то после его смерти душа отделяется от тела, перевоплощается тысячи раз и, наконец, находит покой в нирване.

Основание храма, ныне заложенное каменными плитами, представляет собой самый нижний, греховный уровень, наполненный болью и чувственными желаниями. По одной из версий, 160 рельефов основания, содержащих садистские и сексуальные сцены, были закрыты по причине их исключительной непристойности. Однако большинство ученых придерживаются мнения, что нижний уровень пришлось закрыть для того, чтобы укрепить основание храма, которое начало постепенно проседать под собственной тяжестью. Сейчас специально для посетителей сняли несколько плит, чтобы дать возможность полностью оценить замысел создателей Боробудура.

Храм ориентирован по четырем сторонам света, причем каждая сторона имеет свой вход и лестницу. По традиции центральным считается вход с востока, и именно оттуда начинается повествование, воплощенное в рельефах второго уровня, общая длина которых превышает пять километров. Именно эти рельефы, отличающиеся строгой, уравновешенной композицией и связанные единым ритмом сюжетного повествования, составляют славу и гордость буддийского храма. Несмотря на то, что рельефы второго уровня Боробудура повествуют о жизни Будды, об этапах развития буддизма, о деяниях человека и их связи с кармой, согласно которой положение человека в настоящей жизни зависит от его поведения в прошлых существованиях, эту часть храма вполне можно назвать энциклопедией жизни яванцев VIII века. По ним посетитель может живо представить себе повседневную жизнь, обычаи, пищу, животных, средства передвижения, музыкальные инструменты яванцев, живших тринадцать веков назад. Порой изображения настолько документальны, что могут служить источником информации для ученых. Так, например, на основе рельефа, рассказывающего о путешествиях принца Хиры, проповедовавшего философию буддизма, удалось реально воссоздать модель древнего яванского корабля.

Однако чем выше поднимается посетитель, тем более плоскими, графичными и отвлеченными становятся рельефы, поскольку по замыслу создателей душа постепенно освобождается от всего мирского. Человек, который сначала идет словно по открытому сверху туннелю, по стенам которого в два ряда тянутся нескончаемые рельефы, расположенные в два яруса, постепенно как бы покидает земные пределы и переходит на открытые концентрические террасы, символизирующие небесные сферы – третий уровень храма. Здесь нет иных украшений, кроме симметрично расположенных фигур Будды, укрытых ажурными колпаками в форме больших колоколов. Семьдесят два колпака, скрывающие семьдесят две статуи, называются ступами. 

Сквозь решетчатые стенки каменные будды одновременно и видны, и не видны, от чего чувство реальности постепенно стирается. Согласно замыслу, это должно символизировать переход от телесного состояния к внетелесному. Предание гласит, что, если дотронуться до Будды, сидящего в позе лотоса внутри ступы, то можно обрести счастье и благополучие. Наиболее “эффективным” считается касание большого пальца ноги или пятки.

Вершину храма венчает полностью закрытая ступа высотой семь метров. Внутри нее находится последняя, самая большая статуя Будды, которую невозможно увидеть. С этой статуей связана ещё одна из многочисленных тайн Боробудура, которые до сих пор вызывают споры в научных кругах. Дело в том, что когда храм был обнаружен впервые, статую, у которой не было головы, нашли лежащей на полу. По одной из версий, голова откололась во время землетрясения, когда-то разрушившего храм, но найти её так и не удалось. Само по себе это довольно странно, ведь внушительные размеры ставят под сомнение возможность того, что она была кем-то увезена, как произошло с другими, не такими крупными статуями. По другой версии статуя изначально не была закончена по каким-то причинам. И если так считать, то финальная точка в строительстве храма была поставлена только спустя несколько столетий после начала строительства, когда во время реставрации центральную статую Будды установили, наконец, на предназначенное для неё место.
Денис и Варвара

2 комментария:

  1. Судя по видео,с медитативного состояния в этом месте сложно выйти...)

    ОтветитьУдалить
  2. Это офигенский храм ребята!Он такой красивый,мощный,его силу чувствуешь даже через видео!

    ОтветитьУдалить